Юридический советник ЕС: Volkswagen использует программное обеспечение «устройства поражения»

По мнению советника Европейского суда (CJEU), программное обеспечение, используемое в автомобилях Volkswagen Group для изменения выбросов в зависимости от температуры воздуха и высоты над уровнем моря, является незаконным и должно рассматриваться как «устройство поражения».

Генеральный адвокат Атанасиос Рантос представил свои аргументы судьям высшего суда Европы после того, как Верховный суд Австрии от имени владельцев автомобилей Volkswagen Group задался вопросом о законности устройств, которые служат для этой цели.

В CJEU рассматриваются три дела, каждое из которых касается австрийских автомобилей Volkswagen Group с программным обеспечением, которое отключает процесс очистки выхлопных газов при температуре окружающей среды ниже 15 градусов Цельсия и выше 33 градусов Цельсия, а также на высоте более 1000 метров.

В таких условиях автомобили выбрасывают больше NOx, чем разрешено европейским законодательством, что заставило австрийские суды усомниться в том, что они должны быть разрешены.

Выступая перед окончательным решением судей (которое, как ожидается, будет совпадать с его решением), Рантос отметил решение CJEU от декабря 2020 года, которое определило, что устройство, предназначенное для «улучшения работы системы контроля выбросов» во время процесса утверждения типа, представляет собой устройство поражения.

Европейское законодательство допускает оснащение автомобилей подобными технологиями, но только если это «оправдано с точки зрения защиты двигателя от повреждений или аварий и безопасной эксплуатации автомобиля». Рантос заявил, что параметры, используемые в данных автомобилях, выходят за рамки того, что можно считать «реальным» использованием в Австрии, где средняя температура часто бывает ниже 15 градусов Цельсия, а многие автомобили часто ездят на высоте более 1000 метров.

Он утверждал, что программное обеспечение снижает эффективность системы контроля выбросов при нормальной эксплуатации и использовании автомобиля, а не в экстремальных сценариях, и поэтому должно быть признано устройством, наносящим ущерб.

Кроме того, по словам Рантоса, поскольку данная система интегрирована в клапан рециркуляции выхлопных газов, ее деактивация не обеспечивает защиту внутренних компонентов двигателя при низких температурах или на большой высоте.

Пока неясно, какие автомобили оснащены этим устройством, и сколько их находится в обращении. Подобные устройства не являются уникальными для Volkswagen Group, но на данном этапе остается неясным, каковы могут быть последствия для отрасли в целом, если законодательство, касающееся систем снижения выбросов, будет ужесточено.

В целом, по мнению Рантоса, любой автомобиль, оснащенный таким устройством, не соответствует нормативным требованиям и, следовательно, не соответствует договору купли-продажи между поставщиком и потребителем. Далее он предложил, чтобы владельцам таких автомобилей не было «отказано в праве требовать расторжения договора».

В официальном заявлении, направленном в Autocar, Volkswagen сказал: «В соответствии с критериями, установленными Генеральным адвокатом в его заключении, тепловые окна, используемые в автомобилях Volkswagen Group, остаются допустимыми. Их цель — предотвратить внезапные и непосредственные риски повреждения двигателя».

«В современных дизельных двигателях, например, в двигателях автомобилей марки Volkswagen, рециркуляция отработавших газов снижается только при температуре значительно ниже 15 градусов Цельсия. В реальных условиях движения тепловое окно де-факто больше не используется в этих автомобилях».

«Иски против производителей о возмещении ущерба, основанного на использовании тепловых окон, по-прежнему не имеют шансов на успех, как показали недавние постановления немецкого Бундесгерихтсхофа [федерального суда]».

CJEU отмечает, что независимое мнение Рантоса не является обязательным, но будет учтено при обсуждении судьями до вынесения официального решения, вероятно, в ближайшие два-шесть месяцев.

Volkswagen выплатил более 26,5 миллиардов фунтов стерлингов в качестве компенсации владельцам автомобилей, оснащенных устройствами, обманывающими производителей, с момента разразившегося в 2015 году скандала «Дизельгейт«.

Перевод, источник

Поделиться ссылкой: