Lada Niva: российская икона 1970-х годов, которая не теряет своей актуальности и в 2021 году

После почти 50 лет тяжелейшей работы Lada Niva, наконец, запланировала свой выход на пенсию. Мы отдаем дань уважения.

Это не обзор, что очень удобно, потому что это означает, что я могу сразу сказать одну немного неудобную правду: Lada Niva не является — объективно и с учетом сегодняшнего автомобильного рынка — автомобилем, который легко рекомендовать кому-либо.

Возможно, это вас не удивит, учитывая, что она продается практически без изменений с 1977 года, и ее позиционирование как рабочей лошадки без излишеств означает, что она никогда не была и не будет получателем улучшений, повышающих эффективность и изысканность, которые мы уже давно считаем само собой разумеющимися на новых автомобилях. Вместо этого он в основном (и с большим эффектом) торгует своей доступностью, долговечностью и безостановочностью.

Но время идет вперед, и вот, спустя почти полвека после того, как последний прототип «Нивы» был признан готовым к производству, была назначена дата окончания производства. Именно поэтому мы оказались здесь, написав последнюю статью в серии искренних автомобильных восхвалений, в которой мы недавно попрощались с такими лидерами сегмента, как BMW i8, McLaren 570S и Toyota GT86. Странная компания для этого несерьезного, сельскохозяйственного полноприводного автомобиля (который, напомним, официально не продавался в Великобритании с 1996 года). Но с точки зрения потенциальной долговечности в коллективной памяти, «Нива», пожалуй, стоит на голову и плечи выше этих более желанных современников.

Во-первых, это возраст. Когда Niva была впервые представлена западной публике на автосалоне в Париже в 1978 году, Милтон-Кинсу было всего около десяти лет, Abba боролась с группой Grease за первое место в чартах поп-музыки, а страной происхождения еще 13 лет оставался Советский Союз. Не то чтобы современность имела или когда-либо имела большое значение для целевого рынка «Нивы». Это чисто функциональный внедорожник с минимальными уступками в таких мелочах, как удовольствие от вождения, экономия топлива или скорость движения по прямой.

Нива была спроектирована таким образом, чтобы ей было так же комфортно пробираться по ледяной грязи сибирских пшеничных полей, как и по скалистым обнажениям на краю бразильской равнины. Поэтому вы не будете удивлены, услышав, что его суровый шарм не выдерживает длительной эксплуатации на городских магистралях, автострадах или центральных улицах.

Lada Niva была первой новой Lada, поступившей в продажу в Великобритании за 15 лет, и хотя она больше не выпускается, прочный полноприводный автомобиль продолжает жить.

Когда-то подобная критика могла бы прозвучать в адрес Land Rover Defender, Jeep Wrangler и даже Mercedes-Benz G-Wagen, но эти модели превратились в удобные для дорог (и, по большей части, ориентированные на премиум-класс) городские сликеры, чьи потрясающие внедорожные способности занимают далеко не последнее место в списке причин их непреходящей привлекательности.

Это не относится к «Ниве», которая уже более четырех десятилетий сохраняет утилитарность на первом месте, что является важным фактором, почему она остается такой дешевой. Поэтому, даже если вы можете купить блестящий новый экземпляр с 21 номером, любезно предоставленный давним импортером Lada Марком Ки в восточном Лондоне, не ждите от него впечатлений от вождения, сравнимых с его ближайшими западными конкурентами.

Отсутствие стереосистемы в нашем тестовом автомобиле — самая большая улика, указывающая на его будничный характер. Это и уморительно заметные спиральные пружины на каждом конце, обескураживающе тонкие панели кузова, безликая приборная панель и громоздкие переключатели блокировки диффа и раздаточной коробки на центральной консоли. На сегодняшнем рынке новых автомобилей, перенасыщенном сенсорными экранами и зависящем от полупроводников, это немного очищает палитру и не лишено ретро-шика.

Конечно, есть свои причуды и претензии, и не в последнюю очередь то, что рычаг переключения передач практически недосягаем на первой и третьей передачах, несмотря на то, что водитель расположен именно там, где задумали конструкторы, а рычаги индикаторов и дальнего света ощущаются прикрепленными к рулевой колонке только по духу. Можно только посмеяться над раздельными ключами зажигания и замка двери, удерживаемыми вместе стильной полупрозрачной белой молнией, и над ощутимым падением мощности двигателя, которое происходит при включении кондиционера.

Однако в разумных дорожных ситуациях и на коротких расстояниях управлять им не так сложно и утомительно, как можно было бы ожидать. Здесь есть усилитель руля, электрические стеклоподъемники, кондиционер и даже самогасящиеся индикаторы (как это по-буржуазному), так что, как только вы преодолеете постоянно мешающее ощущение переключения передач правой рукой и немного смещенные педали, это будет вполне адекватный вариант. Только привыкните улыбаться и махать руками. Много.

Если вам доводилось ездить по британским дорогам на такой мгновенно узнаваемой классике, как Volkswagen Beetle, на такой распространенной реликвии, как Morris Marina, или даже на таком уморительно неуместном автомобиле, как Hummer H2, вы оцените, сколько радости такие автомобили доставляют другим участникам дорожного движения и прохожим. Припаркуйте, скажем, FSO Polonez позади Lamborghini Aventador в Найтсбридже и посмотрите, какой из них привлекает больше внимания. То же самое и с «Нивой»: за каждый вызывающий гримасу стук подвески, скрип рулевой колонки или хруст при переключении передач вы будете вознаграждены за свои жертвы фургоном, полным сияющих строителей, большим пальцем вверх от завистливого деревообработчика или ностальгическим взглядом владельца Lada Niva.

Редкость, конечно, сделает это с автомобилем, но когда эта эксклюзивность сочетается с почти беспрецедентной доступностью, это рецепт для настоящего любителя людей. И Нива доступна. Импортные образцы Key стоят от 12 495 фунтов стерлингов до вычета налогов, что делает российский внедорожник примерно таким же дорогим, как базовый Citroën C3, если у вас есть настроение для непростого сравнения. Более очевидной альтернативой является Duster 4×4 от бренда Dacia, входящего в группу Renault, но даже он стоит £19 245, а Suzuki Jimny — с двумя сиденьями — стоит более £20 000 после уплаты налогов.

В интересах полного раскрытия информации, модель Terra Brown в цвете Luxe, которую вы здесь рассматриваете, стоит 17 795 фунтов стерлингов (в силу ее гораздо более джазовых легкосплавных дисков, электрических окон и кондиционера), что примерно столько же, сколько вы заплатите за Land Rover Defender 90 2007 года в двухместном коммерческом варианте.

Niva может показать своим ближайшим конкурентам по цене чистую пару брызговиков на неровной дороге, с немаловажным преимуществом — вы не будете так беспокоиться о царапинах и потёртостях. Черт возьми, старый потрепанный полноприводный автомобиль выглядит в 10 раз более целеустремленным и ухоженным, чем изнеженный экземпляр, так что заводите его.

Он вознаградит вас за это: впечатляющая артикуляция осей, большой дорожный просвет и низкая снаряженная масса означают, что он пробирается по колейным полям, как гиперактивный колли, может перейти вброд приличного размера реку и не увязает в грязи. Такая компетентность на малопроходимых маршрутах в некоторой степени компенсирует его, скажем так, бескомпромиссный подход к повседневной езде.

Конечно, не факт, что вы будете полностью ограничены объездными и задними дорогами. Сайт Key с гордостью заявляет, что внушающий страх 1,7-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель Niva с естественным всасыванием, выдающий 82 л.с. и 95 фунт-фут, соответствует лондонским правилам ULEZ; и даже несмотря на то, что автомобиль полностью игнорирует принципы аэродинамики, нам удалось добиться более 30 миль в час на шоссе.

Взвешивать экономические последствия владения Lada практически излишне. Если вы хотите «Ниву», вы купите «Ниву». По тем же причинам, по которым вы купите любой автомобиль сердцем, а не головой: она почти бесподобна, она совершенно очаровательна и, с поправкой на несоответствие ее возможностей, она фантастически умеет делать то, для чего была создана.

И хотя его дни сочтены, официально он не выйдет из эксплуатации до конца 2023 года, так что есть достаточно времени, чтобы сделать заказ до появления новой Lada Niva с новыми базовыми компонентами, полученными от Renault, потенциально гибридной силовой установкой и — не дай Бог — слегка изогнутыми краями.

Перевод, источник

Поделиться ссылкой: