Водители Tesla, использующие автопилот, меньше следят за дорогой, показало исследование Массачусетского технологического института

Любая новость с компанией Tesla в заголовке привлекает внимание. Поэтому неудивительно, что аварии с участием функции «Автопилот» этой компании освещаются в новостях чаще, чем аварии с участием других марок.

Новое исследование предоставило данные о том, как ведут себя водители, использующие функцию «Автопилот». Его вывод может показаться очевидным: они отводят взгляд от дороги дольше и чаще, чем при неиспользовании этой функции. То есть, когда Tesla движется с заданной скоростью, но не выходит за пределы разметки полосы движения и находится на безопасном расстоянии от впереди идущих автомобилей, внимание водителя может — и будет — рассеиваться.

Исследование, опубликованное в журнале Accident Analysis & Prevention, было написано четырьмя исследователями из Agelab Массачусетского технологического института, многопрофильной исследовательской программы, которая работает над улучшением качества жизни пожилых людей. Исследователи создали модель, основанную на наблюдениях за фокусировкой взгляда водителя до и после отключения автопилота в 290 отдельных случаях. Работа называется «Модель натуралистического поведения взгляда при отключении автопилота Tesla».

Вывод в ней суров: когда автопилот был активен, «водители меньше смотрели на дорогу и больше концентрировались на областях, не связанных с вождением, по сравнению с переходом на ручное управление». Более того, более длительное время, которое водители проводили, отвлекаясь от дороги перед собой, «не компенсировалось более длительным взглядом вперед», когда они возвращались к наблюдению за дорогой.

Передовые системы помощи водителю (ADAS) существуют уже много лет. Одной из первых был адаптивный круиз-контроль, который требовал от водителей управления автомобилем, но позволял им убрать ноги с педалей. Автоматическое экстренное торможение и активный контроль полосы движения (lane-keeping assist) теперь доступны во многих автомобилях на дорогах, наряду с предупреждениями о слепых зонах, торможением при движении задним ходом на парковках и множеством других подобных функций. Как отмечалось в исследовательской работе AAA три года назад, эти системы в совокупности могли бы предотвратить 40% аварий, 27% травм и 29% смертей, если бы они были установлены на каждом американском автомобиле.

Сложный момент наступает, когда отдельные функции ADAS интегрируются в систему, предлагающую автомобилю возможность самостоятельно управлять автомобилем на шоссе в течение длительного времени без вмешательства водителя. Конечной целью является возможность «руки прочь», а также существующая возможность «ноги прочь». Но если водителю не нужно использовать руки или ноги для управления автомобилем, как мы можем гарантировать, что он останется достаточно внимательным, чтобы вернуть управление, когда автомобилю нужно будет вернуть контроль, потому что его алгоритмы не знают, что делать с новыми данными датчиков?

«Все системы громкой связи, выходящие на рынок — включая Super Cruise от GM, BlueCruise от Ford, ProPilot 2.0 от Nissan — используют инфракрасные камеры для отслеживания позы головы водителя и его взгляда», — объяснил Сэм Абуэлсамид, главный аналитик Guidehouse Insights, который давно изучает автоматизированные системы безопасности.

Он перечислил различные способы, с помощью которых автопроизводители пытаются удержать внимание водителей, когда им больше не нужно управлять автомобилем. Абуэльсамид считает, что такие системы слежения за глазами «намного превосходят датчики крутящего момента руля, используемые в практических системах, включая Tesla AutoPilot, Ford Copilot 360+, Nissan ProPilot, Volvo Drive Pilot» и другие.

Tesla не только использует менее эффективный из этих двух методов, но и продает устройства, имитирующие воздействие рук водителя на рулевое колесо Tesla. Между тем, видеоролики, на которых водители выполняют опасные трюки, например, едут на заднем сиденье Tesla на автопилоте, получают огромный трафик в социальных сетях.

К Tesla относятся несправедливо?

Поэтому Tesla часто становится объектом заголовков, которые редко относятся к другим производителям. Во вторник агентство Reuters озаглавило статью «Вопрос жизни и смерти для регуляторов: Безопасен ли автопилот Tesla?». В репортаже отмечается, что с 2016 года регуляторы безопасности рассмотрели 33 отдельных ДТП с участием автомобилей Tesla, в которых, предположительно, использовались системы ADAS Tesla. В трех из них Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) исключила использование системы Autopilot в качестве причины аварии без смертельного исхода.

«Лично я был бы за то, чтобы ввести обязательное слежение за глазами водителя на основе инфракрасного излучения для всех автомобилей, независимо от уровня автоматизации», — сказал Абуэльсамид изданию Car and Driver. «Это было бы гораздо более эффективным сдерживающим фактором для водителей, отвлекающихся на телефонные разговоры, а также для водителей, находящихся в состоянии сонливости, чем любые законы, запрещающие использование ручных устройств».

Tesla утверждает, что при правильном использовании «Автопилот» безопаснее, чем водитель-человек, хотя его данные были поставлены под сомнение в различных критических статьях. Чтобы решить вопрос о том, насколько безопасна или небезопасна система, может потребоваться полная судебная экспертиза всех подобных аварий, проведенная NHTSA. А пока исследование Массачусетского технологического института добавило в эту дискуссию данные о том, что делают водители во время использования Autopilot.

Перевод, источник

Поделиться ссылкой: