Saab, возможно, уже нет, но его наследие продолжает жить. Некоторые модели даже на дорогах. Мы не должны принимать музей Saab как должное.
В сентябре 2011 года Шведская исполнительная служба конфисковала всю коллекцию и объявила о планах продать с аукциона по одному автомобилю, чтобы расплатиться с кредиторами Saab. Тролльхеттан (родной город Saab), оборонная компания Saab AB и Мемориальный фонд Валленберга вложили миллионы долларов, чтобы сохранить автомобили под одной крышей и спасти музей, обеспечив будущим поколениям возможность познакомиться с выдающимся прошлым одного из самых уважаемых аутсайдеров автомобильной промышленности.
Вот некоторые из жемчужин и скрытых сокровищ, представленных в музее Saab — от самого старого 900-го автомобиля до внедорожника с двигателем Corvette.
92 (1950)
Saab выпустил свой первый серийный автомобиль, модель 92, в 1950 году. Он оснащался двухцилиндровым двухтактным двигателем, который передавал 25 л.с. на передние колеса через трехступенчатую механическую коробку передач с функцией свободного хода. Передний привод и удивительно аэродинамичный дизайн, вдохновленный авиацией, сделали 92-й одним из самых передовых автомобилей в своем сегменте. Базовый дизайн продержался до 1980 года.
Sonett (1956)
Saab не понадобилось много времени, чтобы войти в мир спортивных автомобилей. Рольф Мельде, один из разработчиков двигателей компании, построил первый Sonett в сарае с помощью друзей и коллег-инженеров. Компания Saab планировала выпустить 2000 экземпляров и хотела участвовать в гонках по всей Европе, но новые правила позволили фирме участвовать в соревнованиях с модифицированным серийным автомобилем. Saab с радостью пошла по этому более экономичному пути и закрыла проект Sonett.
Изображенный здесь синий экземпляр — пятый из шести Sonett. Он оснащен двухтактным трехцилиндровым двигателем, настроенным на мощность 57 л.с. Saab отмечает, что серийный вариант мог бы предложить и менее мощный двигатель для покупателей, которым нужен туристический родстер, а не спортивный автомобиль.
Monstret (1959)
Стремление Saab к доминированию в ралли привело к тому, что компания объединила пару трехцилиндровых двигателей в двухтактную шестерку. Инженеры впихнули 138-сильную шестерку в поперечном направлении в 93-ю модель, которая в остальном выглядела как стандартная. Чтобы добавить контекста, 93, продававшийся обычным автомобилистам в 1959 году, поставлялся с 33-сильным двигателем.
В процессе разработки Saab тщательно игнорировал правила. Она не смогла найти соревновательную серию, которая согласилась бы предоставить ее безумному прототипу место на стартовой решетке, поэтому двухмоторный 93 так и не участвовал в гонках. Однако он, должно быть, произвел сильное впечатление на бесстрашных водителей-испытателей фирмы, потому что получил прозвище Monstret — «монстр» по-шведски.
Sonett II (1966)
Saab представил свое первое купе, Sonett II, в 1966 году. Инженеры следовали примерно тому же рецепту, что и при создании оригинального Sonett десятилетием ранее: они взяли существующее шасси, установили высокопроизводительный двигатель и надели на него пластиковый кузов.
В начале Sonett II использовал 60-сильный трехцилиндровый двигатель от Monte Carlo 850. Saab выпустил 258 экземпляров в этой конфигурации, прежде чем заменить двухтактную тройку на V4 в 1967 году.
99 электрический фургон (1976)
В 1976 году, за несколько десятилетий до того, как термин «электрификация» стал маркетинговым словечком в автомобильной промышленности, компания Saab превратила скромный 99-й в компактный фургон с аккумуляторной батареей для почтовой службы Швеции. Инженеры установили блок батарей под пассажирским салоном. Его можно было извлечь для технического обслуживания с помощью специально изготовленной тележки. Компания Saab провела многочисленные испытания фургона, но так и не смогла перейти к его серийному производству.
99 Turbo (1977)
Модель 99 Turbo сыграла решающую роль в формировании имиджа Saab как производителя мощных автомобилей. Принудительная индукция позволила компании выжать 145 л.с. из 2,0-литрового четырехцилиндрового двигателя 99, что было впечатляющим показателем в 1970-х годах. На стороне компании была и геополитика. Она выпустила 99 Turbo в эпоху, когда растущие цены на топливо по обе стороны Атлантики вызвали беспрецедентный спрос на автомобили, обеспечивающие одновременно производительность и экономию топлива.
Saab выставил этот образец в своем музее на автошоу во Франкфурте в 1977 году. Он окрашен белым перламутровым лаком, а его салон обит двухцветной коричневой кожей — две опции, которые никогда не предлагались на серийных автомобилях.
900 GLE (1979)
В 1978 году модель 99 превратилась в модель 900, одну из самых популярных моделей Saab. Saab удлинил переднюю часть автомобиля, чтобы получить больше места в моторном отсеке, и удлинил колесную базу, чтобы сделать салон более просторным. Это было только начало истории 900. Позже компания расширила модельный ряд несколькими вариантами кузова, включая кабриолет, и повысила производительность на несколько ступеней, выпустив такие версии, как SPG и Aero.
С 1978 по 1993 год Saab построил 908 817 моделей 900. Американский образец, изображенный на фотографии, носит номер шасси 17. По данным архивного отдела Saab, это самый старый из оставшихся 900-х, если только в сарае в сельской местности Швеции не спрятан более ранний экземпляр.
96 V4 (1980)
Компания Saab закрыла длинную главу в своей истории, когда 8 января 1980 года был выпущен последний автомобиль 96 (на фото). Эта модель напрямую восходит к первому автомобилю компании, 92, представленному в 1950 году, хотя она была более современной почти во всех отношениях. Saab построил 730 607 экземпляров моделей 92, 93 и 96 в течение необычайно долгого 30-летнего производственного цикла.
900 Safari (1981)
В начале 1980-х годов Saab ориентировал покупателей, ищущих достаточно места для людей и вещей, на четырехдверный вариант хэтчбека модели 900. Компания не проявила интереса к тому, чтобы вслед за конкурентами Volvo, Mercedes-Benz и BMW войти в процветающий сегмент универсалов, поэтому шведский производитель кузовов Nilssons решил заполнить этот пробел.
900 Safari (1981)
Nilssons удлинил панель крыши 900 и добавил рельефные стойки, чтобы придать Safari целостный, хорошо пропорциональный дизайн. Он выглядел намного спортивнее, чем коробчатый 245 Volvo. Было построено всего несколько экземпляров, включая совершенно новый экземпляр 1981 года, выставленный в музее Saab. Saab окончательно вошел в этот сегмент, представив 9-5 SportCombi в 1998 году.
900 Cabriolet (1983)
Saab вспоминает, что рассматривал два варианта, когда начал разработку 900 Cabriolet в начале 1980-х годов. Первый был основан на хэтчбеке 900 и оснащен крышей в стиле «тарга». Компания American Sunroof Company разработала второй вариант как полноценный кабриолет с убирающимся матерчатым мягким верхом. Saab выбрал последнее предложение и представил его в виде прототипа (на фото) во время автосалона во Франкфурте в 1983 году.
EV-1 (1985)
Представленный в 1985 году, 285-сильный EV-1 исследовал, как может выглядеть спортивный автомобиль будущего. Saab сдерживал вес, создавая купе с использованием революционных в то время композитных материалов, таких как углеродное волокно. Дизайнеры создали поразительно аэродинамичный силуэт с оранжереей из тонированного стекла. Солнечные батареи, встроенные в крышу, питали систему кондиционирования воздуха, чтобы охлаждать салон, даже если автомобиль часами стоял на солнце в Аризоне.
Saab построил EV-1 на шасси 900 Turbo в качестве демонстратора технологий и никогда всерьез не рассматривал возможность его добавления в свой модельный ряд.
9000 Aero (1996)
Автомобиль 9000 Aero попал в заголовки газет после того, как был представлен на автошоу в Париже в 1992 году. Это был не просто обновленный 9000; Saab с гордостью представил эту модель как свой самый быстрый автомобиль в истории. Мощность четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом составляла 225 л.с.. Специфические для модели детали внутри и снаружи (включая четыре ковшеобразных сиденья) помогли Aero выделиться среди других 9000-х.
9-3 Viggen (1999)
Saab снова попытался победить немцев в их собственной игре с помощью 9-3 Viggen, высокопроизводительной модели, выпущенной в 1999 году. Оставаясь верным традициям, Saab оснастил Viggen турбированным четырехцилиндровым двигателем, настроенным на передачу 225 л.с. на передние колеса. На бумаге он поражал энтузиастов своими завидными техническими характеристиками. За рулем он поразил их впечатляющей демонстрацией недостаточной поворачиваемости.
Американское подразделение Saab предложило покупателям Viggen пройти интенсивный курс вождения на трассе Road Atlanta, чтобы научиться безопасно заигрывать с предельными возможностями автомобиля. Двухдневная программа прилагалась к каждой покупке. Только около 30% покупателей прошли этот курс.
SVC (1999)
Хотя внешне он выглядит как обычный 9-5, SVC — это высокотехнологичный испытательный образец, оснащенный 1,6-литровым пятицилиндровым двигателем с наддувом. Его степень сжатия полностью регулируется; она выше при движении по шоссе для улучшения экономии топлива и ниже, когда скорость увеличивается на извилистой дороге, чтобы обеспечить лучшую производительность. В 1999 году Saab заявлял о мощности в 225 л.с. и обещал экономию топлива, как у дизеля.
Saab мог бы стать одним из новаторов журнала Autocar, но его пятицилиндровый двигатель так и не поступил в серийное производство. Вместо этого подразделение Infiniti компании Nissan стало первой компанией, выпустившей на рынок двигатель VC-T с переменной степенью сжатия. С 2018 года он предлагается только в модели QX50.
9-2X (2004)
Subaru и Saab недолго сосуществовали под зонтиком General Motors. Руководители увидели дешевую и простую возможность использовать дополнительные производственные мощности Subaru, чтобы дать продажам столь необходимый толчок в Северной Америке. 9-2X был не более чем хэтчбеком Impreza с передней частью в стиле Saab и незначительными изменениями в шасси.
Модель Linear использовала 165-сильный 2,5-литровый двигатель Impreza. Вариант Aero в топовой комплектации получил турбированную 2,0-литровую «четверку» WRX мощностью 227 л.с. Оба варианта поставлялись с системой полного привода Subaru, не допускающей зимних погодных условий.
Завод Subaru в Японии произвел 10 346 экземпляров 9-2X наряду с Impreza в 2005 и 2006 модельных годах. Большая часть продукции была отправлена в Соединенные Штаты, но небольшая горстка автомобилей попала на канадский рынок. Saab никогда не продавал 9-2X в Европе.
9-7X (2004)
Saab представил 9-7X на автошоу в Нью-Йорке в 2004 году, чтобы влиться в волну внедорожников. Эмблема Griffin спереди никого не обманула; достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что 9-7X — это еще один вариант платформы GMT360, которая также породила Buick Rainier, Chevrolet TrailBlazer, GMC Envoy, Isuzu Ascender, Oldsmobile Bravada и, как ни странно, Chevrolet SSR.
Saab проявил удивительную дальновидность, когда выпустил спортивный вариант Aero модели 9-7X с 6,0-литровым V8 мощностью 390 л.с. на кране. Другие версии этого двигателя также устанавливались на Chevrolet TrailBlazer SS, Pontiac GTO и Chevrolet Corvette. Запихивание американского V8 большого объема в большой, громоздкий внедорожник в разгар разрушительного экономического спада было примерно так же продуктивно, как открытие франшизы Chipotle на Луне. Модель 9-7X мало чем помогла изменить судьбу Saab и была снята с производства после 2009 модельного года.
9-5 (2010)
Компания извлекла уроки из прошлых ошибок и приложила огромные усилия, чтобы сделать второе поколение 9-5 конкурентоспособным. Он разделил свою платформу и многие механические компоненты с Opel/Vauxhall Insignia, но при этом получил дизайн, характерный только для этой марки. Saab вывел 9-5 на новый уровень рынка, предложив такие функции, как дисплей, адаптивный круиз-контроль и распознавание дорожных знаков.
9-5 поступил в продажу в июне 2010 года. Продажи закончились в марте 2011 года после того, как Saab произвел 11 280 единиц.
9-4X (2010)
Saab представил 9-4X на автошоу в Лос-Анджелесе в 2010 году. Он имел общую платформу с Cadillac SRX, но Saab разумно избегал откровенного подражания. Хотя 9-4X вошел в бурно развивающийся сегмент американского рынка новых автомобилей, он появился слишком поздно, чтобы спасти бренд от краха. Всего 814 экземпляров было собрано на заводе General Motors в Рамос Аризпе, Мексика, до того, как Saab подал заявление о банкротстве.
9-3 Independence Edition (2011)
Голландская компания Spyker оптимистично отметила годичную годовщину независимости Saab от General Motors, выпустив ограниченную серию кабриолета 9-3 под названием Independence Edition. Компания выпустила 366 экземпляров автомобиля, по одному на каждый день года и еще один в честь начала второго года. Каждый экземпляр Independence Edition был окрашен в оттенок, выбранный, по словам Spyker, как дань уважения голландскому флагу, и ездил на легкосплавных дисках, предназначенных для конкретной модели.
Дебют кабриолета 9-3 Independence Edition состоялся 23 февраля 2011 года. Saab подал заявление о банкротстве 19 декабря 2011 года.
9-3 Retroturbo (2017)
Нынешний владелец Saab, компания National Electric Vehicles Sweden (NEVS), построила этот единственный в своем роде 9-3 в 2017 году, чтобы отпраздновать 40-летие модели 99 Turbo. Приводимый в движение 260-сильной турбочетверкой, 9-3 получил значки в стиле ретро и современную интерпретацию эмблематичного дизайна легкосплавных дисков Inca. Нетрудно представить Retroturbo как лимитированную модель, предназначенную для ностальгирующих энтузиастов Saab, небольшой, но выразительной части автомобильной панорамы, но NEVS неоднократно обращала внимание на то, что этот 9-3 не будет запущен в производство.
Перевод, источник